Турбонаддув: 5 интересных фактов

Слово «турбо» давно стало нарицательным: его используют, говоря о максимальной степени чего-либо. В мире автомобилей, откуда это слово родом, у него есть конкретное значение: это технологии и оборудование для «разгона» двигателей на бензине и дизельном топливе

Факт №1 Классический турбонаддув – это не голливудский «супер-ускоритель» на закиси азота

maxresdefault_0.jpg

Немалую роль в популяризации турбонаддува сыграл кинематограф. В частности, речь идет о сценах, когда на обычный автомобиль устанавливают систему «турбо», которая способна придать авто мощное, но кратковременное ускорение.

Стандартные автомобильные турбины не закачивают в двигатель закись азота, водород или что-либо еще. Всё гораздо прозаичнее: турбокомпрессор, используя энергию выхлопных газов, подаёт во впускной коллектор обычный воздух. При этом мощность  мотора увеличивается не в несколько раз, как в кино, а на 15-20%. Эффект от её работы не настолько зрелищный, зато, в отличие от «турбо-ускорителей» из голливудских фильмов, турбина работает не 2-5 минут, а несколько лет - пока не использует свой ресурс.

Факт №2 Турбонаддув изобрели еще в XIX веке, почти одновременно с ДВС

012.jpg

Бытует мнение, что турбонаддув (система агрегатного наддува, увеличивающего мощность двигателя), была разработана сравнительно недавно. На самом деле это не так – его изобрели практически в то же время, что и сам двигатель внутреннего сгорания, то есть в 80-90-годах  XIX столетия. Первые упоминания о системе турбо относятся к 1885 году, когда немецкие инженеры Дизель и Даймлер начали разработку агрегата, который должен был сжимать воздух и нагнетать его в камеру сгорания автомобильного мотора.

Первый патент на турбокомпрессор был выдан в 1911 году, в США. Обладателем патента стал Альфред Бюхи, инженер из Швейцарии. Его опытный образец обеспечивал стабильный прирост мощности автомобильного двигателя, составляющий 120%.

Факт №3 Первыми серийными автомобилями с турбонаддувом были грузовики

2c38639s-960.jpg

До 1938 года турбины устанавливались лишь на единичные экземпляры автомобилей, которые собирались по спецзаказам. Первым авто серийного производства с турбированным двигателем стал грузовик. Это была серия грузовых авто, которую выпустил завод  «Sauer» в Швейцарии. Первые легковые авто серийного производства, оснащенные турбонаддувом, выпустили в США в 1962 году – речь идет о таких моделях Chevrolet, как Oldsmobile Jetfire и Corvair Monza.

К сожалению, этот первый опыт автопроизводителей оказался неудачным. После того, как турбокомпрессоры показали низкий уровень надежности и начали приводить к частым поломкам авто, изготовители отказались от планов по разработке новых моделей турбированных автомобилей.

Факт №4  Мода на турбированные авто началась с гонок Формулы 1

sport-formula-1-655462.jpg

В 70-тых годах прошлого столетия турбины использовались в основном на спорткарах, в том числе и гоночных болидах Формулы 1. Зрелищность этих соревнований сделала их популярными во всем мире, что спровоцировало интерес к установке турбин на бензиновые двигатели легковых автомобилей.

Факт №5 Турбины судовых двигателей Wartsila – самые мощные в мире

1512636273_fd.jpg

Турбокомпрессоры, которые устанавливаются на дизельные судовые двигатели финской машиностроительной компании Wartsila, обладают мощностью до 1 мВт. Для сравнения – средняя мощность турбокомпрессора двигателя легкого авто составляет 15-30 кВт. Если брать мощность турбины по отношению к мощности мотора, то на первом месте будут турбины дизельных двигателей тепловозов. Пример: дизельный ДВС российского производства Д49 оснащен турбиной в 1100 л.с, при этом мощность самого мотора – 4000 л.с.

Категории: